Пятница, 19.04.2024, 15:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Архив записей
Календарь
Наш опрос
В каком году Оренбург стал Чкаловым?
Всего ответов: 33

Институт юного исследователя

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

«Школа начинающего журналиста» как эффективная модель УДОД

«Школа начинающего журналиста» как эффективная модель УДОД

(из опыта по разработке  очно-заочных форм обучения Оренбургского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения)

 

Созданием модели обучения и воспитания, несущей в себе идеи гуманизма и развития личностных качества ребенка в целях его успешной жизнедеятельности и социализации в постиндустриальном обществе озадачены на настоящий период все учреждения дополнительного образования Российской Федерации.

Современное дополнительное образование детей сегодня в контексте концепции модернизации дополнительного образования РФ рассматривается как единство познания, творчества, общения детей и взрослых на основе любознательности и увлеченности свободного поиска пути к мастерству и постижению смысла.

 Вышеизложенные аргументы способствовали открытию на базе Оренбургского областного центра туризма и краеведения «Школы начинающего журналиста» социогуманитарного направления в форме научной педагогической площадки по организации учебно-исследовательской деятельности.

Как известно, учебно-исследовательская деятельность связана с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, но при наличии основных этапов исследования: постановки проблемы; ознакомления с литературой, овладения методикой исследования, сбором материала, его анализом,  с обобщением и выводами. Именно такой вид деятельности позволил создать благоприятные условия для выявления, поддержки и развития личностных качеств одаренных детей Оренбургской области.

 

Концептуально-методологические основы образовательной программы «Школа начинающего журналиста»

 

В основу программы положены идеи личностно-ориентированной педагогики, направленные на развитие творческого мышления всех участников образовательного процесса. Содержание образования способствует «запуску» процессов личностного саморазвития, формирует ключевые компетенции, необходимые для интеграции в современное общество. Идеи гражданственности, социогуманитарной ориентированности, аксиологического и культурологического подходов через содержание воспитательных программ обеспечивают поступательное развитие социальных свойств личности ребенка, формируют их духовно-нравственные качества на основе общечеловеческих ценностей.

Цель: формирование и развитие личности, обладающей навыками журналистской и исследовательской работы, умеющей претворять свою авторскую идею в интеллектуальный духовный продукт.

Задачи: создание условий для:

- формирования нестандартного мышления школьника;

- умения грамотно ориентироваться в меняющемся социуме;

-  умения ставить и решать задачи;

- развития творчески-активной, созидательной деятельности.

Принципы:

- принцип научности

использование научных рекомендаций на практике;

- принцип персонификации образовательного процесса 

личностно-ориентированный подход к образовательному процессу с     учетом возможностей, способностей, интересов и состояния здоровья воспитанника;

- принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния

построение образовательного процесса с учетом доминанты целого над частью;

- принцип системности

реализация образовательного процесса через систему упорядоченности с учетом всех характеристик и рангов;

- принцип  практики как цели

обучение механизму перевода теоретических знаний в практическую плоскость;

- принцип  детерминизма

развивающий характер учебно-воспитательной деятельности.

Реализация программы:

         - осуществляется через углубленное, развивающее освоение содержания изучаемых предметов (программы учебных дисциплин прилагаются);

        - контингент обучающихся: старший школьный возраст (10-11 классы школы);

        - срок реализации программы - 2 года (4 семестра, 2 выездных сессии, 1 профильная смена в условиях летнего оздоровительного лагеря).

  Содержание обучения:

Программа гарантирует систему основных знаний по теории и практике журналистики; овладение методиками профессионального и научного получения и распространения социогуманитарной информации; обработка и адаптация сложной по восприятия информации для массового сознания; приобретение навыков практического применения знаний в средствах массовой информации. 

В процессе обучения учащиеся осваивают культуру устной и письменной речи, овладевают технологиями, позволяющими качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ, участвуют в психологических тренингах и обучающих играх, моделирующих жизненные ситуации.

 Углубленный уровень освоения знаний и очно-заочная форма обучения диктуют необходимость персонификации подростков.

Тщательный подбор учебно-практических занятий, кураторство со стороны профессионалов способствуют развитию интеллектуальных способностей ребят, их социализации в меняющемся мире. Результатом продуктивной творческой деятельности учащихся является практическая работа в СМИ.

 

Организация образовательного процесса:

Двухгодичное обучение позволяет способным и одаренным подросткам, проявившим интерес к социогуманитарной журналистике по предметам очно-заочного цикла продолжить обучение в вузах.

Режим занятий:

Ежегодно, согласно утвержденному расписанию проводятся 2 выездные учебные сессии на базе лагеря областного Центра (5-6 дней) и 1 профильные летние лагерные смены (10-14 дней) кроме 4 семестра;

Структура программы:

Программа включает 5 модулей:

·        обучающий

состоит из учебных дисциплин теоретического и практического 

циклов, социогуманитарных диспиплин;

·        исследовательский

направлен на формирование навыков получения и распространения информации; отладке коммуникативных связей.

·        общеразвивающий

содержание составляют практикумы по культуре речи, 

психологические тренинги, ситуационные игры;

·        прикладных знаний

по основам работы в кадре и студии,  работе с информацией социогуманитарной направленности в СМИ;

·        довузовской подготовки

направлен на выполнение рекомендаций центра довузовской

подготовки и научных руководителей.

Методика обучения учащихся работе, как журналистов-исследователей:

Основным модулем всей системы обучения следует назвать исследовательский и прикладной компоненты (работа с открытыми источниками информации), результатом деятельности которых должно стать размещение материалов учащихся в СМИ. Отсюда целевая установка программы предполагает свои способы и формы обучения и воспитания начинающих журналистов. Здесь особое внимание уделяется поиску и обработке информации социогуманитарной направленности (работа с первоисточниками: научными исследованиями по экологии, культурологи, истории, краеведению, природоведению, правовыми документами, постановлениями правительства России и Оренбургской области, архивами сопоставления фактов информагентств и интервьюеров). Умственной активности будут способствовать аналитическая деятельность, умозаключения и рефлексия.

Категория: Мои статьи | Добавил: turist (12.04.2010)
Просмотров: 3871 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 Mumnenverse  
0
да, наверно так и есть

Имя *:
Email *:
Код *: