Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
«Школа начинающего журналиста» как эффективная модель УДОД (из опыта по разработке очно-заочных форм обучения Оренбургского областного Центра детско-юношеского туризма и краеведения) Созданием модели обучения и воспитания, несущей в себе идеи гуманизма и развития личностных качества ребенка в целях его успешной жизнедеятельности и социализации в постиндустриальном обществе озадачены на настоящий период все учреждения дополнительного образования Российской Федерации. Современное дополнительное образование детей сегодня в контексте концепции модернизации дополнительного образования РФ рассматривается как единство познания, творчества, общения детей и взрослых на основе любознательности и увлеченности свободного поиска пути к мастерству и постижению смысла. Вышеизложенные аргументы способствовали открытию на базе Оренбургского областного центра туризма и краеведения «Школы начинающего журналиста» социогуманитарного направления в форме научной педагогической площадки по организации учебно-исследовательской деятельности. Как известно, учебно-исследовательская деятельность связана с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, но при наличии основных этапов исследования: постановки проблемы; ознакомления с литературой, овладения методикой исследования, сбором материала, его анализом, с обобщением и выводами. Именно такой вид деятельности позволил создать благоприятные условия для выявления, поддержки и развития личностных качеств одаренных детей Оренбургской области. Концептуально-методологические основы образовательной программы «Школа начинающего журналиста» В основу программы положены идеи личностно-ориентированной педагогики, направленные на развитие творческого мышления всех участников образовательного процесса. Содержание образования способствует «запуску» процессов личностного саморазвития, формирует ключевые компетенции, необходимые для интеграции в современное общество. Идеи гражданственности, социогуманитарной ориентированности, аксиологического и культурологического подходов через содержание воспитательных программ обеспечивают поступательное развитие социальных свойств личности ребенка, формируют их духовно-нравственные качества на основе общечеловеческих ценностей. Цель: формирование и развитие личности, обладающей навыками журналистской и исследовательской работы, умеющей претворять свою авторскую идею в интеллектуальный духовный продукт. Задачи: создание условий для: - формирования нестандартного мышления школьника; - умения грамотно ориентироваться в меняющемся социуме; - умения ставить и решать задачи; - развития творчески-активной, созидательной деятельности. Принципы: - принцип научности использование научных рекомендаций на практике; - принцип персонификации образовательного процесса личностно-ориентированный подход к образовательному процессу с учетом возможностей, способностей, интересов и состояния здоровья воспитанника; - принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния построение образовательного процесса с учетом доминанты целого над частью; - принцип системности реализация образовательного процесса через систему упорядоченности с учетом всех характеристик и рангов; - принцип практики как цели обучение механизму перевода теоретических знаний в практическую плоскость; - принцип детерминизма развивающий характер учебно-воспитательной деятельности. Реализация программы: - осуществляется через углубленное, развивающее освоение содержания изучаемых предметов (программы учебных дисциплин прилагаются); - контингент обучающихся: старший школьный возраст (10-11 классы школы); - срок реализации программы - 2 года (4 семестра, 2 выездных сессии, 1 профильная смена в условиях летнего оздоровительного лагеря). Содержание обучения: Программа гарантирует систему основных знаний по теории и практике журналистики; овладение методиками профессионального и научного получения и распространения социогуманитарной информации; обработка и адаптация сложной по восприятия информации для массового сознания; приобретение навыков практического применения знаний в средствах массовой информации. В процессе обучения учащиеся осваивают культуру устной и письменной речи, овладевают технологиями, позволяющими качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ, участвуют в психологических тренингах и обучающих играх, моделирующих жизненные ситуации. Углубленный уровень освоения знаний и очно-заочная форма обучения диктуют необходимость персонификации подростков. Тщательный подбор учебно-практических занятий, кураторство со стороны профессионалов способствуют развитию интеллектуальных способностей ребят, их социализации в меняющемся мире. Результатом продуктивной творческой деятельности учащихся является практическая работа в СМИ. Организация образовательного процесса: Двухгодичное обучение позволяет способным и одаренным подросткам, проявившим интерес к социогуманитарной журналистике по предметам очно-заочного цикла продолжить обучение в вузах. Режим занятий: Ежегодно, согласно утвержденному расписанию проводятся 2 выездные учебные сессии на базе лагеря областного Центра (5-6 дней) и 1 профильные летние лагерные смены (10-14 дней) кроме 4 семестра; Структура программы: Программа включает 5 модулей: · обучающий состоит из учебных дисциплин теоретического и практического циклов, социогуманитарных диспиплин; · исследовательский направлен на формирование навыков получения и распространения информации; отладке коммуникативных связей. · общеразвивающий содержание составляют практикумы по культуре речи, психологические тренинги, ситуационные игры; · прикладных знаний по основам работы в кадре и студии, работе с информацией социогуманитарной направленности в СМИ; · довузовской подготовки направлен на выполнение рекомендаций центра довузовской подготовки и научных руководителей. Методика обучения учащихся работе, как журналистов-исследователей: Основным модулем всей системы обучения следует назвать исследовательский и прикладной компоненты (работа с открытыми источниками информации), результатом деятельности которых должно стать размещение материалов учащихся в СМИ. Отсюда целевая установка программы предполагает свои способы и формы обучения и воспитания начинающих журналистов. Здесь особое внимание уделяется поиску и обработке информации социогуманитарной направленности (работа с первоисточниками: научными исследованиями по экологии, культурологи, истории, краеведению, природоведению, правовыми документами, постановлениями правительства России и Оренбургской области, архивами сопоставления фактов информагентств и интервьюеров). Умственной активности будут способствовать аналитическая деятельность, умозаключения и рефлексия. | |
Просмотров: 3871 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||